У нашей сегодняшней гостьи я попытался узнать о месте женщины в рок-музыке. И есть ли для неё в ней место... Это
девушка с электрогитарой наперевес, звукорежиссер, гитаристка московской группы
Magiс, хозяйка сайта http://www.guitaristka.ru и прочее и прочее в одном
лице. Знакомьтесь - Наталья Терехова, или
просто Guitaristka.
- Наташ, расскажи о начале своей музыкальной карьеры
и о себе. Итак, ты живешь в Москве.
Как началась твоя музыкальная карьера и
в качестве кого?
- Это я живу в Москве. А родилась я в Алма-Ате,
экс-столице Казахстана. Музыкальная карьера началась в третьем классе в
качестве лидер-музыканта оркестра русских народных инструментов - а именно,
баянист и я на мандолине пилили соляки "Калинки-Малинки", но самое непонятное во
всем этом мне было - а зачем впереди стоит наша руководительница и все время
машет руками, они там что (а весь оркестр сидел где-то сзади) - сами не знают,
когда им под нас начинать играть.
- И у
тебя созрела идея играть более брутальную музыку, такую как хард-рок. Как это
началось?
- Началось все в те же годы - с пластинки "Бременские
Музыканты", а конкретнее - с песни "Баю-баюшки-баю", и текста "Не могу я спать у
стенки, упираются коленки". Настолько вот такая тематика и музыкальное
направление оказали на детскую психику неизгладимое впечатление!
- Настолько неизгладимое, что это привело к созданию
женской "металлической" рок-группы Lamia! И у меня сразу куча вопросов!
- Подожди с кучей вопросов, давай медленно и постепенно...
- Ха-ха. Ну, давай не гнать, тем более, что ответов
на многие вопросы не существует. Почему в "джазе только девушки"? С вами мужики
играть не хотели?(Вопрос в качестве провокации)...
- Ну,
промежуток до "Ламии" от третьего класса был большой. За это время я в пятом уже
фигачила по всем домам пионеров, а уже после школы, параллельно, учась вечером в
институте и заочно в университете, одновременно работая днем оператором ЭВМ, а
ночью фотокорреспондентом в Театре Юного Зрителя (ТЮЗ), я и собрала в 1989 году
группу Lamia. Но до нее был еще дуэт "Наталья в Квадрате", где мы орали дурными
голосами с подружкой Наташей и играли: я на гитаре, а она на фоно. Мы дуэтили
года два... Почему только девушки? Я не знала, что мальчики тоже умеют играть на
гитарах.
Я во дворе и в школе была единственная гитаристка - и только меня
все компании мальчиков просили брынчать им в беседке.
"Ламия" была создана
на пересечении желания играть на гитаре (волновал сам процесс) и появления в
моей жизни волосатых парней.
Если еще что-то про мальчиков, которые что-то
не хотели, то играла я с ними в тех самых домах пионеров, и в институтском
ансамбле. А когда дело дошло до серьезного отношения к карьере и творчеству -
ваши мальчики все и испарились.
У девочек более серьезное отношение было к
репетициям. А где есть две девочки - появляются мысли добавить. Да к тому же - в
Казахстане не было именно чисто женской хард-группы. Тогда на сцене еще не было
женщин, кроме Сюзи Кватры. Поэтому они просто говорили - ну ты же девушка - ну
поиграешь еще с полгодика, а там и бросишь (варианты: родишь, замуж выйдешь,
поумнеешь).
Так говорили все! Просто эпидемия недоверия в отношении женщины
с гитарой.
Вот мне и предложили волосатые добрые друзья собрать женский
вариант. Наверное думали, что я помыкаюсь и сама все заброшу и перестану их
донимать.
- Так-так... Может "твои
волосатые друзья" просто боялись классно выглядящих женщин на сцене? А почему
рок и такое вампирское название - Lamia?
- Почему рок - трудно
сформулировать чувства, ощущения. Меня интересовала гитара, а где её много - так
это там.
Да еще и аранжировки интересные, и вокалисты верищат надрывно, и
шоу на сцене впечатлающие. И еще - мне нравится и интересно то, чего я делать
сама не умею. Если бы я могла петь как Блэки из W.A.S.P., наверное тогда мне он
был бы
безразличен. И так в любой отрасли рока.
Ламия - женщина-вампир,
поедающая младенцев и различные внутренности. Название нам придумал наш друг
группы Алексей Островной. Он очень начитанный в области мифологии. А я поставила
задачу - название должно быть женского рода, одним словом, подчеркивающее стиль
и направление, и выражающее мой внутренний мир и интерес к летучим мышам.
- А как-же твоё сотрудничество с
журналом MusicBox и звукорежиссерская деятельность? Музыканты группы "Ария"
бывшие и настоящие, я знаю, тоже сыграли роль в твоей судьбе? Расскажешь?
- Рассказываю. Я села в поезд. Вышла на станции в Москве, в которой у
меня не было ни единого знакомого, кроме голоса Владимира Бажина (вокалист
группы "Тяжелый День"), который у нас там передавали по радио в программе
Рок-наряд (где-то в 6 или 8 утра). И магазина MS-max, который я видела в книжке,
в смысле - его адрес. Я поехала в этот магазин. Зашла, и на вопрос - что вас
интересует - я ответила - мне жить негде. Тогда товарищ А. Реер обратился к
своему продавцу - помочь девушке. У него оказалась двухкомнатная квартира на
Профсоюзной, ключи от которой он мне и дал. Он жил со своей девушкой. Попав на
ночлег, я позвонила 09, попросила телефон радио Юность. Туда я и позвонила,
и попросила связать меня с Рок-Нарядом и Владимиром Бажиным. Когда цепь дошла до
него - я ему сказала - Здравствуйте, я Наташа из Алма-Аты... Он пригласил
приехать. Так я его впервые увидела. Голос, от которого мы там рыдали. (Еще мы
там также рыдали после просмотра программы Джем - о гитаристах, выставках и
фестивалях. Она шла 20 минут по четвергам - в это время отключались все телефоны
и город умирал - это было самым важным, святым событием!)
Бажин меня
направил к Большакову и на студию Ария. На Арии я мгновенно перезнакомилась с
Арией, а Большаков посадил меня печатать первый номер журнала Music Box. За эти
два месяца этакого тайм-аута мне нужно было найти работу и жилье. По воле случая
на студии Союз "жил" техник из Казани, гитарист группы "Ангелы и Демоны" Виктор
Желудяков. Он вспомнил, что на SNC была вечная проблема с техниками. Но.. я
баба... Я его уверила, что колонки носить умею, и шнуры сматывать
тоже. Он позвонил Жене Трушину, тот Олегу Сальхову - и меня взяли на
испытательный срок.
- Очень
интересно,"Цветы Стаса Намина" группа
легендарная! "Мы желаем счастья вам","Летний вечер" и другие песни были
Всесоюзными хитами. Насколько я знаю ты работала и с Александром Лосевым, ex-вокалистом "Цветов". Как работалось?
-
Работалось замечательно. Вообще тесная деятельность с профессиональными людьми
очень повышает уровень понимания во многих областях. Лосев был не только
супер-музыкант и вокалист, но и человек, который в этом мире испытал все
чувства, видел все земли и имел огроменный опыт, которым щедро делился с
молодыми. Это сотрудничество очень много дало мне в развитии некоторых качеств
характера и повысило мои познания в массе областей, в том числе творческой.
Лосева надо было "упитывать". Все, что он говорил другим, все что думал вслух,
все, что советовал лично. Такого голоса в нашей стране нет ни у кого. У фирмачей
еще водятся. В него все бабы штабелями влюблялись.
- К сожалению, ты рассказывала, что Лосева не стало
год назад, ему было всего 54 года. Уходят лучшие, как всегда... А с кем еще тебе
довелось поработать в качестве звукорежиссера? Знаю,что это и западные
рок-звезды, в частности участники хард-рок легенды Thin Lizzy! Были еще какие-нибудь интересные
знакомства? Конечно были!
- Я у Стаса Намина на студии
проработала шесть лет. Отсюда все мои дружеские знакомства с массой как и наших,
так и западных музыкантов. Стас частенько приводил для разных целей - когда
просто студию показать, когда в рамках фестиваля, а когда в рамках джема -
разных отличных людей. Так мне посчастливилось стоять около плеча Чака Берри. Он
приезжал со своим басистом и Стас устроил у нас ему некоторым образом репетицию.
Для выступления ему были нужны музыканты из наших. Самый прикол был после того,
как Чак уехал.
Где-то через полчаса зашла секретарша Стаса и спрашивает:
"Ой, как жалко, что этот великий человек уже ушел, а я так хотела его увидеть. А
как его зовут?"
Ну наш звукорежиссер Женя Трушин и говорит: - Чак
Берри.
Она: - А, это который слепой?...
Женя: - Нет. Это который
каратист...
Вот в рамках таким программ я также имела честь работать с
Эриком Бэллом (гитарист Thin Lizzy) и Ноелом Рэддингом (басист Джими Хендрикса).
А также в этот период была рядом подруга Линды Маккартни. Она много плакала и
говорила, что Линду можно было спасти. Что врач опоздал...
А потом они все
вспоминали, кто и кого (Хендрикс или Маккартни) первым подсадил всех на
"траву"...
- Ну это все знают!
Маккартни всех подсадил!(шутка). Рок-н-рольный образ жизни обязывает, многих
посмертно к сожалению. Кстати, действует ли сейчас старая формула
"секс-наркотики-рок-н-ролл"? Или это осталось в прошлом, мода что ли
прошла?
- Протестую! Такой формулы нет. Даже не знаю, с чего все
это взялось. Лично мое понятие строилось на ощущениях. Я воспринимала музыку и
исполнителей её исключительно по системе "нравится-не нравится". Например, мне
жутко не нравилась лицевая часть Фрэдди Меркури и именно из-за этого я не могла
воспринимать музыку Queen. То есть нутром меня от неё "перло", но стоило мне
сказать - что это Queen - как тут же меня переворачивало. По таким же ощущениям
строилось мое восприятие еще нескольких исполнителей. Например, когда мне
принесли послушать виниловую пластинку Джимми Хендрикса, то её обложка воняла
какой-то гадостью - и у меня подсознательно сформировалось - при имени Хендрикс
- организм начинает воспроизводить эту вонь и я не могу его слушать. А вот с
кассеткой группы Пинк Флойд наоборот - её принесли с помойки, а было мне годков
13-14-ть. Я поставила. Ничего не поняла в этой музыке - но, очень странно, у
меня сердце не давало выбросить или стереть эту запись. Что-то внутри не
допускало сделать что-то плохое с этой кассетой. В результате, через лет пять -
Пинк Флойд стал одной из моих любимых групп.
- Протест принят. Вот у нас на сайте есть много
девчонок, мечтающих играть в собственной группе.Что-бы ты могла посоветовать как
уже состоявшаяся гитаристка? С чего начинать?
- С
навязчивой идеи!
- Ну, почему мы не
знаем женских групп уровня Флойд или Перпл, например? "Мужики не
пускают"?
- Потому как нам не дают. И не давали, и не дадут.
Кстати, сегодня новую статью вставляла на "Гитаристку" - там так и написано:
"...им дали всего три минуты на саундчек, мотивировав это тем, что всем будет
наплевать, как звучит группа, состоящая из четырех девчонок."
Отношение к
женщине-музыканту. Не воспринимают в серьез - рекомендую почитать истории
женских групп на моем сайте - историй много, а смысл один - мы их душили,
душили...
- Ну, тогда я, как всегда,
напрямую спрошу: можно ли в рок-музыке добится популярности "через постель"?
Ведь в этом жанре публику трудно обмануть?
- В попсе. У нас на
студию приходил один такой меценат - говорит - "У меня есть девочка, она умеет
делать очень много чего, но при этом еще немного поет". Рок - музыка честная. А
женщин принимают всегда, как в попсе.
-
Почему? Может все не так совсем? Может удел женщин в рок-музыке - это "фанатка в
партере"?
- Это общепринятое мнение, от которого большинство
людей не хотят отказываться. Вообще тема очень болезненная для каждой женской
группы. Закон таков - женщиной в музыке может быть только певица.
- И сейчас много успешных рок-групп, где "женщина
поет", а вот гитаристок уровня Литы Форд или Джоан Джет не видать..
- Да нет. Сейчас уровень поднялся - сказывается наличие информации,
открываются школы, опять же - интернет. На Западе очень много сильных
гитаристок.
- Радует, но они никому не
известны. Может дело не только в мужском шовинизме и "душегубстве"... Но
на этот вопрос ответа нет похоже..
- Это мы их тут не знаем. А
они нас там. Мне одна дама из Испании, случайно посетив мой сайт, так и написала
- "Я никогда не думала, что в России есть женские группы".. ну да, конечно, у
нас только медведи. Дело, видимо, такое: женщин на сцену не пускают два фактора
- мужской шовинизм и женская ревность/зависть. На наших концертах девушки и
официантки очень ревностно относятся к женской группе на сцене. Не раз придя в
зал с парнем, дамы хватали свои сумочки и убегали, увидев, как тот смотрит в
нашу сторону. И официантки нас не любят по той же причине - клиенты не на них
смотрят. Это и есть - женская ревность.
Короче - получается так:
мужчины-музыканты ревнуют к исполнительскому уровню, а женщины-слушательницы - к
своим парням..
- Сложная тема для
отдельного разговора, есть о чем поспорить, что мы обязательно и сделаем! И,
конечно, с тобой можно пообщатся и задать вопросы на твоем сайте » http://www.guitaristka.ru
« Потрясающий сайт, должен признать, и видео твоих групп Ламия и
Magic у меня уже давно есть(смущенный смайлик)! Это можно скачать всем с твоего
сайта.
Ну, а как дела вообще у вас,"девушка с гитарой"? Слышал что сольник
твой вышел, и это гитарный инструментал, как я уже догадался? Сама микшировала,
как всегда, или доверила, хм..., мужчинам ?
- Я его собрала на
компе из всех вещей, что я когда-то сыграла, сочинила или участвовала в
проектах.
В основном хард-рок...
Официальная веб-страница Натальи Тереховой
Kогда
интервью уже было готово к печати нам стало известно, что сайт guitaristka.ru вышел в финал шестого
Всероссийскиго открытого интернет- конкурса ЗОЛОТОЙ САЙТ в
номинации Тематический сайт (отдых и развлечения).
Автор: © Trooper